|
О себе: Фомина Елена Васильевна. В библиотеке школы № 152 Красногвардейского
района г. Санкт-Петербурга работаю 19лет, образование - высшее,СПб Институт
культуры.
Работать в школьной библиотеке в последние годы становится сложнее,
т.к. чтение детей и подростков в нашей стране находится в процессе трансформации.
Исследование качества школьного образования, проведенного в 2002 г. и
охватившее 32 индустриально развитых страны, показало: российские школьники,
утратившие в последнее десятилетие интерес к чтению, разучились воспринимать
текст. Они оказались на самых последних местах (28-м) по сравнению с 1990
г., когда были первыми. Итоги интернет-опроса показали, что любят читать
и читают запоем менее 40% детей. Меняется характер чтения у детей - оно
становится более поверхностным, информационным. Преобладает "деловое
чтение" в ущерб "досуговому". Особенно значительные изменения
происходят в чтении подростков и юношества, по результатам исследования
у школьников начальных классов дела обстоят лучше. Это не только российская
проблема. В США, Великобритании, Швеции, Германии создаются проекты, целью
которых является повышение в обществе престижа чтения.
Почему утрачивается интерес к чтению? Вот несколько причин: дети плохо
знакомы с литературой до школы; мало книг, отражающих интересы современных
детей; школьники активно живут в мире новых информационных технологий,
где источников знаний много и книга только один из них; школьная программа
не всегда составлена с учетом возрастных особенностей школьников. Меня,
как и каждого библиотекаря, тревожит эта ситуация. По определению психологов
в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти лежит именно
интерес. Пробуждение у детей интереса к чтению во многом зависит от личности
взрослого. который должен хорошо знать своих читателей, их увлечения,
своеобразную молодежную субкультуру. Ведь часто осознанный, а затем и
устойчивый интерес к чтению рождается из ситуативного. Помогает совместное
рассматривание комиксов, знание компьютерных игр, знание литературных
пристрастий музыкальных кумиров молодежи.
Самосовершенствование считаю залогом успешной работы библиотекаря и
руководствуюсь уважительными и проникнутыми любовью словами Н. Рериха:
"Библиотекарь - первый вестник красоты и знания. Он открывает
Врата и добывает сокровенное Слово для просвещения ищущего духа".
|