ДЛЯ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ О СЕБЕ:
- свои интересы к профессии
- свои способности
- свои склонности
- степень профессиональной подготовки.
Тест для родителей >>
10 ОШИБОК ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ПРОЕКТ "ШКОЛА-ВУЗ"
10 ОШИБОК ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1.Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста
квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел
начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым
годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно
повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор
профессии сейчас фатальным образом определит вашу судьбу. Изменение выбора, освоение
новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных
областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете
что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое
образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться
в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…
2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные
для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например:
мусорщик).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или
слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета Ваших интересов
и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей
удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению
основных рабочих функций…
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)
Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.
Чувство группы, ориентация сверстников – очень позитивные особенности ребят
твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирование
образа «Я» и самооценки. Поэтому, оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями),
а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей – и в чем
вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он – рискованный
человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и
рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на
саму профессию
При выборе профессии надо учитывать, прежде всего особенности данного вида
деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не
нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика
– это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме
того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира, спортсмена,
политика, журналиста, артиста.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный
труд.
А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают
массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят
10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение
этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность
к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист междугородной связи и др.
Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии
за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий.
Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда. Например, человек с
лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык»
в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, секретарем-референтом.
Тем более, имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов.
Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы
с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам
в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе
может нравиться одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная
техника, повышается культура труда.
(А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности – вплоть до животноводства).
8. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях,
способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, друзья, учителя.
Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации
на тему популярной психологии. Однако, имей ввиду, что среди них много непрофессиональных,
так что относись критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут
в психологических книжках. Задача популярных тестов – активизация деятельности
по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа
на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
9.Незнание / недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных
при выборе профессии
Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется
длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно
напрягают глаза, а летчики – сердце…
10.Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании
задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия
в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе
профессии.
Наверх >>
ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека Правильно
выбранная профессия приносит удовлетворение, обеспечивает успех в работе, быстрый
профессиональный рост, делает труд (даже тяжелый) радостным и творческим.
1. Принцип активности.
2. Принцип сознательности.
3. Принцип соответствия.
4. Принцип развития.
Наверх >>
ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
1. Главная цель (кем я буду, каким буду, чего достигну).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться,
перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил в кружках,
самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).
4. Внешние условия, препятствующие достижению целей.
5. Внутренние условия (состояние здоровья, способности, характер, темперамент).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых
препятствий для реализации основного варианта.
Наверх >>
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
Заместитель директора по УВР
Планирование профориентационной работы школы во внеурочное время.
Координация деятельности работников школы по профориентации.
Контроль выполнения профориентационных мероприятий.
Педагог-психолог
Профконсультирование с учетом возрастных особенностей учащихся.
Проведение тренинговых занятий по профориентации.
Психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии
Педагог социальный.
Организация наиболее значимой деятельности для развития интересов, склонностей
и способностей учащихся.
Участие в проведении общешкольных мероприятий по профориентации.
Проведение справочно-информационных профконсультаций.
Информирование о ситуации на рынке труда .
Учитель предметник
Ознакомление учащихся с профессиями района, города в процессе изучения программного
материала.
Развитие интересов, склонностей и способностей учащихся на уроке.
Включение профориентационной тематики в оформление учебного кабинета.
Библиотекарь
Подбор и рекомендация литературы в помощь учителям и учащимся по выбору профессии.
Организация выставок книг о профессиях и читательских диспутов-конференций на
тему выбора профессии.
Медицинский работник
Проведение медицинской консультации для оказания помощи в выборе профессии
школьникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Просвещение школьников, родителей и педагогов по медицинским вопросам профессиональной
ориентации.
Классный руководитель
Изучение интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей
учащихся.
Проведение классных часов и бесед профориентационной тематики.
Проведение родительских собраний на тему профориентации.
Организация экскурсий на предприятия и в учебные заведения города.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только
тогда, когда к работе привлечен весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие
принципы:
- Систематичность и преемственность.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профработы
с учащимися и их родителями.
- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации
молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
- Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества
в кадрах).
Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное
влияние на повышение общей активности школьника, в том числе и в учебной деятельности.
Наверх >>
ПРОЕКТ "ШКОЛА-ВУЗ"
Российский Государственный Гидрометеорологический Университет – ГОУ № 152
Профориентационное просвещение: лекции, экскурсии
Опыт практической деятельности: работа в лабораториях и экспедициях
Профильное образование: организация элективных курсов:
- Погода и здоровье. Метеориски.
- Научные аспекты экологии.
- Практическое применение информационных технологий.
- Экономика окружающей среды.
- Психология общения.
- Психология организации.
Наверх >>
|